8 Сен 2017
История московских мостовых
Самые первые мостовые появились в Москве в 12 веке, незадолго после строительства Кремля, сделаны они были из дерева и находились лишь внутри крепости. Первые улицы вне стен Кремля стали покрывать деревянным настилом лишь в 14 веке, при этом в наименовании улиц обычно указывалось, что улица «мостовая». Мостовые 16-17 века состояли из уложенных поперек улиц бревен, обшитых сверху досками.
Для мощения проезжей части в конце 17 века стали применять булыжник. Это был первый исторический способ укладки дорог необработанным камнем. В сравнении с деревянной мостовой, мостовая из камня была гораздо прочнее, к тому же камень не нуждался в изготовлении отдельных элементов. Эта технология смогла дойти до нынешних времен без больших изменений.
В наше время каменные мостовые укладывают в большей степени для придания дороге богатого внешнего вида. Это практически вечное покрытие, абсолютно прочное и устойчивое к любым капризам природы, является престижным и красивым, но одновременно очень дорогим способом мощения.
По прошествии времени деревянные мостовые стали заменять булыжными, затем брусчаткой, после чего пришел черед асфальтного покрытия.
Налоги в истории мостовых
В 1705 году был издан указ о сборе «мостовых денег» со всех городов России. На крестьян была возложена обязанность добычи дикого камня, причем каждый должен быть размером не меньше гусиного яйца. По указу народ должен был возить собранный камень в Москву. За неподчинение данному указу на виновника накладывался большой штраф. Хозяевам петербургских домов ввели в обязательство мостить улицы напротив своих владений. В 1718 году был даже издан свод правил по устиланию дорог и тротуаров.
Несмотря на такие указы, первые булыжные мостовые имели непрезентабельный вид и отличались плохим качеством. Камни в них были разных форм и размеров, к тому же мостили их в большинстве случаев прямо на землю. Впоследствии такие булыжные дороги требовали постоянного ремонта.
Появление первого асфальта
В 1870 годы булыжник на главных улицах стал казаться уже слишком устаревшим типом покрытия. В это время все большую популярность в крупных мировых городах стало набирать асфальтовое покрытие. В Москве первый асфальт появился по частной инициативе в 1873 году на Никольской улице. Передовой богатый купец Пороховщиков первым продемонстрировал эту новинку, закатав в асфальт дорогу вдоль своих владений.
Городская дума выделила на эксперимент 50 000 рублей и на Тверской появились 5 пробных асфальтовых участков.
В начале 20 века асфальт стал получать массовое распространение. В 1914 году18% всех московских дорог были уложены асфальтом, тротуары на центральных улицах уже были заасфальтированы. Края тротуаров все еще обкладывали булыжником, о бордюрном камне речи не шло, а многие дороги еще оставались вымощенными крупными плитами песчаника.